24-часовый бег: спорт или самоистязание организма?

0
496

Как показали результаты опроса, проведенного нашим порталом, отношение людей к 24-часовым забегам далеко не однозначное. Согласно опросу, мнения респондентов поделись почти пополам, но все же больше тех, кто к подобному формату бега относится отрицательно – 54 процента против 46 процентов, соответственно. В опросе приняли участие 57 человек, из них, разумеется, есть как любители бега, так и те, кто совершенно далек от спорта, ну или, по крайней мере, никогда не бегал на длинные дистанции и уж точно не соберётся на ультрабег.

https://www.facebook.com/sekundomer/posts/2767331260160036

По мнению некоторых собеседников, с кем мне удалось пообщаться, ультрабег с трудом можно считать спортом, скорее всего, такой вид бега, как сказал один марафонец, следует отнести к экстремальному виду туризма. Многие склоняются к тому, что бег в течение 24 часов приносит организму больше вреда, чем пользы, если эта польза вообще есть. Несомненно и то, что организм человека, привыкший в ночное время спать (отдыхать), во время суточного бега испытывает колоссальный стресс.

Вот что пишет в комментариях под опросом одна из пользователей фейсбука Анастасия К.:

«Бегуны, легкоатлеты, несомненно, сами принимают решение участвовать им в таких забегах или нет. Знаю многих спортсменов — различные препятствия им не помеха. Но, что касается меня, то, считаю, длительные забеги — это стресс для организма. Во-первых, несмотря на тренированность спортсменов, мы не знаем, как поведет себя сердце в данную секунду или минуту. (Прокомментировать работу сердца во время сверхнагрузки я попросил врача-кардиолога Маргуса Вийгимаа, однако профессор вежливо отказался отвечать на мои вопросы, сославшись на сильную занятость – А.К). Возраст у всех разный и уровень подготовки тоже. Во-вторых, думаю о суставах, связках и мышцах при такой нагрузке, асфальт, как мне кажется, тоже не лучший вариант для всего этого. В-третьих, отсутствие нормального восстановления и правильного приема пищи в течение 24 часов. Понятно, что многие из них бегают много и раз они подготовились к таким забегам, значит, получают нагрузку на все вышеперечисленное практически ежедневно.

Погодные условия в этом году также не благоприятствовали бегунам – ветер, дождь. Даже сон в палатке не особо помог бы участникам бега. Это только то, что приходит в голову сразу, без врачебных доказательств и разных формул. Хотя плюсы тоже есть: борьба с собой, развитие выносливости, получение адреналина от участия в столь необычном забеге».

Главный организатор 24-часового забега в Силламяэ Аэт Кийсла не совсем согласна с мнением Анастасии, хотя и признает правдивость некоторых ее высказываний:

«Погода, действительно, была тяжелая, но этот риск присутствует всегда. Ультрабег планируют заранее, за год, поэтому изменить дату его проведения нельзя. Это же не Motus Surf run (речь идет о забеге с серфинг-досками, который проводит спортклуб Motus – А.К).

У нас все время на месте находился медик и больших проблем не было. Вы правы, мы не можем гарантировать, что у всех участников было в порядке со здоровьем. Асфальт — абсолютно нормален во время тренировок, в том числе и для суставов. Еда была, и очень богатая. Все бегуны поели. Некоторые даже поспали. Например, победительница в женском зачете спала более часа. Каждый бегун сам знает, что для его тела лучше. Я думаю, что и вы, и я частично правы. Люди разные, а значит, у них могут быть и разные мнения».

Бывший спортсмен Эдуард М. также считает, что во время суточного бега организм получает сверхнагрузку. Подобные забеги должны проходить под врачебным контролем и только если человек действительно к ним готов. «У нас же довольно часто бывает, что на столь серьезные дистанции выходят любители, не имеющие соответствующей подготовки. Мое мнение – от такого бега больше вреда, чем пользы», — сказал Эдуард.

Sekundomer поинтересовался у известного эстонского стайера Романа Фости, почему он не участвует в супермарафонах. На что тот буквально ответил: «Because i am not crazy» («Потому что я не сумасшедший – анг.»). Разумеется, участник Олимпийских игр и многих титульных соревнований пошутил, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды.

— Для меня такой формат бега не совсем подходит, — делится своим мнением Р. Фости, — обычно после соревнований, в которых я участвую, хочется сразу побыть с семьей, пообщаться с друзьями, почитать книгу, ну или заняться еще каким-нибудь любимым делом. После суточного бега времени для всего этого не будет, поскольку необходимо как следует восстановиться – хороший сон, питание, массаж, СПА, занятия другими (не беговыми) видами спорта. С другой стороны, я с уважением отношусь к участникам ультразабегов, но пока сам к ним не готов – еще молодой.

Сам же Роман Фости в эти дни находится в Дохе на чемпионате мира по легкой атлетике, где 5 октября вместе с Тийдреком Нурме будет представлять Эстонию в классическом марафоне.

Выходящих на старт суточного забега некоторые считают сумасшедшими. Врач-анестезиолог одного известного российского медцентра Евгений Суборов, согласившийся поделился своим мнением относительно ультразабегов, говорит, что не стоит ультрабегунам приписывать сумасшествие, поскольку все они, как правило, имеют хорошую подготовку.

— Как мне кажется, предмет разговора надо вести вокруг того, насколько готов спортсмен. Ведь, скажем, стомильные забеги бегут и по 30-40 часов. Это просто не сильно популярная дисциплина. Но в целом, могу сказать, что у этих людей, безусловно, есть специфика подготовки и они не сумасшедшие.

По словам врача, организму можно нанести вред, если выйти на старт забега неподготовленным. «Самое безобидное, что ждет таких людей, – сход с дистанции, самое жёсткое – травма. Однако получить типа инфаркта или какой-то другой жути — вряд ли. Мозг просто не даст довести себя до такого!»

— Ультразабег — это больно, это очень долго, и это, безусловно, большая нагрузка на организм, — продолжает собеседник. – Подобные забеги требуют качественного восстановления. Но дело в том, что на каждую дистанцию можно подготовиться, тут вопрос только в этом. И как мне видится, идти сразу в суточный бег, не имея аэробной базы — глупость как минимум. Человеку, собирающемуся на старт суточного бега, необходимо дать понять, что к подобной дисциплине не нужно подходить с наскока.

СПРАВКА
Суточный бег — один из видов сверхмарафона, в котором каждый участник старается пробежать как можно большую дистанцию в течение 24 часов. Соревнования обычно проводятся на 400-метровом стадионе или на кругу длиной 1-2 км.
Лучшие бегуны пробегают более 250 км, в зависимости от условий. Некоторые участники имеют команду помощников, другие размещают все необходимое у стартовой зоны, с хорошим доступом на каждом круге.
Соревнования по суточному бегу часто совмещены с 6-, 12- или 48-часовым бегом.
По суточному бегу проводятся чемпионаты мира и чемпионаты Европы. 13-й чемпионат мира состоится в октябре 2019 года в Альби (Франция), а 23-й чемпионат Европы намечен на сентябрь 2020 года в Сан-Джованни-Лупатото (Италия).
Источник: Википедия

За плечами опытного марафонца Юрия Строфилова (личный рекорд в беговых марафонах – 2:46,15) пять ультразабегов, однако он считает, что это точно не спорт. Если нужно проверить себя или кому-то что-то доказать – то такой вид бега хороший вариант. «Эту историю можно рассматривать как разновидность туризма. Все «ультра» эксплуатируют только одну функцию — способность стенки кишечника качать углеводы в состоянии стресса. Зачем бежал ультразабеги? Да сдуру. Пытался доказать себе, что смогу, и собрать побольше лайков. Фейсбука тогда не было, лайки делали лично».

Несмотря на различные мнения людей относительно 24-часовых забегов, необходимо выразить respect организаторам силламяэского ультрабега, поскольку знаю, насколько это хлопотно и ответственно. Ну и потом, кто-то должен проводить подобные мероприятия, пусть даже и на любительском уровне, и почему бы это не делать такой неординарной личности как Аэт Кийсла, которая в прошлом году на себе испытала все «прелести» суточного бега, преодолев за 24 часа 143,580 км.

И все-таки, что заставляет бегунов участвовать в ультрабеге в Силламяэ? Может быть, хорошие призовые деньги? Увы, никаких призовых денег для победителей и тем более призеров на 24-часовом забеге организаторами не предусмотрено.

— Прежде чем зарегистрироваться на забег, каждый бегун знакомится с положением соревнований и затем уже принимает решение – участвовать ему в нем или нет, — поясняет А. Кийсла. — Еда, маленькие символические призы для шестерых лучших как среди мужчин, так и среди женщин – это все награды. Никаких призовых у нас не предусмотрено. Я, в принципе, не против того, чтобы давать победителям денежные вознаграждения, но, считаю, что мы не должны смотреть на другие соревнования. Каждый организатор сам решает, как ему проводить свое соревнование.

По словам А. Кийсла, пока кому-то интересны проводимые ею забеги, она продолжит их организовывать. «Не будет интереса – не будет и забега», — подытожила разговор организатор Sillamäe Ultra.

Отмечу, что на организацию и проведение Sillamäe Ultra недоходная организация Gurmeejooksud, созданная в начале 2018 года, получила финансирование от фонда «Ээсти Культууркапитал» в объеме 900 евро, от союза спорта Ида-Вирумаа – 700 евро (в эту сумму входит также организация Ида-Вирумааского стадионного марафона и чемпионата Ида-Вирумаа по бегу на длинные дистанции).

foto Rene Kundla

В этом году, как уже упоминалось, участникам забега не повезло с погодой, поэтому многие из них не смогли показать хороший результат. Не совсем доволен своим забегом и 39-летний уроженец Пярну Маргус Лухтоя. Он принимал участие в 24-часовом забеге Sillamäe Ultra во второй раз, и если в прошлом году ему удалось пробежать 167,954 километров, то в этом году 134 километра (кстати, это второй результат Эстонии среди мужчин).

— Я определенно не удовлетворен своим результатом, — признается бегун, — мне не удалось достигнуть поставленной цели, а именно — установить новые рекорды Эстонии в 12-часовом и 24-часовом забегах. Причин этому несколько: во-первых, начал бег немного быстрее, чем планировал, а во-вторых, трудно было бороться с дождем и ветром. В итоге у меня возникли проблемы с бедрами, и мне пришлось сойти с дистанции. Теперь я об этом решении жалею, поскольку на самом деле был не в плохой форме.

Победителем 24-часового забега Sillamäe Ultra 2019 стал латыш Янис Актиньш, преодолевший за сутки 237,142 км (118 кругов по кругу протяженностью 2 км). Лучшая среди женщин Марья-Лийза Умб успела пробежать 89 кругов (178,823 км). В общей сложности 19 участников суточного забега преодолели 2708,520 километров, а это примерно такое же расстояние как если бы бегуны семь раз пробежали от Силламяэ до Таллинна и обратно. Солидно, не правда ли? Сразу на память приходит юмореска Аркадия Райкина, где он говорил о том, что балерина без толку ножкой машет: а вот если ей к ноге динаму привязать — это ж сколько она тока даст!

В заключении хочу сказать: бегайте на здоровье, но при этом не забывайте о самом здоровье!

С уважением ко всем любителям бега,

Александр КОМШИН

Предыдущая статьяВ Паннъярве определились чемпионы Ида-Вирумаа по кроссу
Следующая статьяДзюдоисты из Кохтла-Ярве стали призерами международного турнира Rothberg Cup 2019

Оставьте ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.