Бревет Париж-Брест-Париж протяженностью 1230 километров считается среди любителей длинных велосипедных дистанций вершиной рандоннерского движения. (Рандоннер – это велосипедист, принимающий участие в специальных квалификационных шоссейных заездах – А.К). Проехать данный бревет (веломарафон с лимитом времени) мечтает каждый спортсмен или любитель велосипедного спорта, кому нравится совершать именно длинные велопоходы. В нынешнем году этой вершины достигли и восемь наших соотечественников, среди которых оказались также нарвитяне Андрей Рооп (56) и Александр Иванов (51). Оба имеют звание суперрандоннера, о чем свидетельствуют полученные ими специальные медали.
Звание суперрандоннера получает велосипедист, проехавший в зачётное время в течение одного сезона бреветы на 200, 300, 400 и 600 км. Стандартными дистанциями, помимо указанных, являются также дистанции на 1000 и 1200 км. Кстати, преодоление полной серии дистанций (200, 400 и 600 км) является одним из обязательных условий для участия в бревете Париж-Брест-Париж.
— С чего же все началось? – интересуюсь я у Андрея Роопа, до сих пор являющегося одним из самых активных спортсменов Ида-Вирумаа.
— А началось все три года назад, — вспоминает Андрей, — мы отмечали очередной мой день рождения, когда Александр Иванов, как бы шутя, предложил мне: «А не проехать ли нам бревет Париж-Брест-Париж?». Идея мне показалась заманчивой. Начали собирать в интернете всю необходимую информацию об этом мероприятии. В итоге, вышли на питерский клуб «Балтийская звезда» — это один из известных клубов, пропагандирующих на протяжении вот уже более чем 15 лет рандоннерское движение в России. В прошлом году мы с Александром, как новые члены этого клуба, проехали три бревета – 200, 300 и 400 км. В этом году также проехали эти же дистанции – в России и Эстонии, и 600 км в Финляндии, что позволило нам в мае текущего года сделать предварительную регистрацию на бревет Париж-Брест-Париж, а позднее получить и окончательную регистрацию.
Бревет Париж-Брест-Париж необходимо было преодолеть за 90 часов. Однако, как говорит мой собеседник, он не делал акцент на время, главное для него было – доехать до финиша.
— С лимитом времени я справился, — продолжает Андрей, — дорогу от Парижа в Брест и обратно я преодолел за 86 часов и 20 минут. Александр финишировал спустя почти два часа. Кстати, на контрольных пунктах тоже был свой лимит времени. Скажем, 200 км необходимо было проехать за 13 с половиной часов — я проехал за 10 часов, 300 км за 20 часов и так далее. Конечно, за превышение лимита времени тебя не снимут с поездки, но позже все-равно придется нагонять упущенное время. Могу сказать, что на преодоление половины дистанции — 615 км — у меня ушло 36 часов.
По словам Андрея, в бревете можно было участвовать не только на обычном шоссейном велосипеде, но и на тандемах, триплетах, трициклах и прочих спецвелосипедах. Несколько французов ехали на ретро-велосипедах образца прошлого века. Главное, чтобы железный конь соответствовал всем предусмотренным правилам, в том числе дорожного движения. Освещение должно быть спереди и сзади, рабочие тормоза, наличие шлема и так далее.
Бревет Париж-Брест-Париж проходит через каждые четыре года. В этом году в веломарафоне приняло участие порядка 6400 велосипедистов из примерно 50 стран мира. Стартовый взнос для участников составлял 115 евро, плюс за 30 евро можно было приобрести фирменную футболку, а также за определенную сумму заказать другие услуги.
— Старт давали группами через каждые 15 минут, — продолжает делиться впечатлениями А. Рооп, — по пути следования располагались контрольные пункты, где можно было отдохнуть или перекусить. Питание и ночевку необходимо было оплачивать самому. Правда, все было по умеренным ценам: койка стоила 4 евро, а прилично покушать можно было за 5-10 евро. Дабы сэкономить свои финансы, я некоторые энергетические добавки прикупил в Эстонии – они у нас немного дешевле.
Местные жители ставили столы перед своими домами и бесплатно предлагали участникам бревета воду, кофе, чай, булочки. Было видно, что для французов бревет также как и популярная велогонка «Тур де Франс» является значимым событием – они веселились, играли на различных инструментах, пили вино и пиво. Часто кричали: «Браво!». Некоторые населенные пункты были украшены различными велосипедными экспонатами.
— По всей видимости, — говорит Андрей, — в этих деревеньках проходит один из этапов «Тур де Франс». Я еще подумал, что у нас эти велосипеды металлисты уже давно бы приватизировали. Жалею, что у меня не было с собой фотоаппарата, чтобы всю эту красоту запечатлеть. В телефоне есть камера, но я боялся, что он разрядится и тогда вообще остался бы без связи.
После старта, где-то на протяжении 150 км, нарвитяне ехали вместе, затем Андрей, как более опытный спортсмен, вынужден был оставить своего попутчика и уехать вперед. Ну а последние 400 км его попутчиком был Владимир Смирнов из Питера.
— За сутки до финиша, — рассказывает Андрей, — у меня произошло небольшое происшествие. Я заснул и упал в кювет. К счастью, обошлось все без особых травм, но «восьмерку» на колесо поставил. Велосипед бесплатно починили на ближайшем контрольном пункте. Кстати, мы были застрахованы и могли получить бесплатную медицинскую помощь, но, естественно, на определенную сумму. К слову сказать, некоторым из участников все же потребовалась серьезная медицинская помощь. Бригады скорой помощи были на чеку. У меня до сих пор сохраняются болевые ощущения в пальцах на обеих руках, в частности в мизинцах. Это от долгого и напряженного держания руля велосипеда, ведь на трассе было много сложных спусков.
Особые впечатления остались у Андрея от езды в ночное время, когда едешь, а по всей трассе перед глазами множество красных огоньков.
— Первую ночь проехал нормально, — говорит нарвский рандоннер, — спать совсем не хотелось, так как удалось подремать днем. А многие не выдерживали и в первую же ночь ложились спать прямо у дороги или на скамейке, или в другом укромном местечке. Засыпаешь мгновенно, как только твое тело принимает горизонтальное положение.
Повезло участникам бревета и с погодой: не было жарко, а дождик застал велосипедистов лишь на финише.
— Практически на каждом контрольном пункте можно было принять душ, — говорит А. Рооп, — но я сознательно не переодевался и не мылся. Весь веломарафон в одной одежде и без душа. Хотелось испытать все невзгоды настоящего рандоннера.
— Что впечатлило больше всего? – переспрашивает Андрей. — желание людей, несмотря ни на что, ехать вперед. Все улыбаются друг другу, хотя и устали, а на финише обнимаются, радуясь окончанию изнурительного велосипедного марафона.
По словам А. Роопа, поначалу они с Александром думали, что одни из Эстонии участвуют в бревете. Однако позже выяснилось, что были еще земляки – группа из шести человек, в составе которой уроженцы из Йыхви, Таллинна и Тарту.
— По их разговору, я понял, — говорит Андрей, — что они хотят создавать свой клуб и делать сайт по пропаганде бреветного движения в Эстонии. Жаль, что о них мы узнали поздно, а то, конечно же, влились бы в их коллектив во время прохождения бревета.
Именные медали за прохождение французского бревета, а также диски с записью мероприятия организаторы веломарафона обещают прислать всем участникам зимой.
— Мне, конечно же, понравился веломарафон, — завершает свой рассказ Андрей, — хотелось бы еще раз испытать свои силы и через четыре года. Думаю также и над предложением российских рандоннеров — поучаствовать следующим летом в их супербревете по маршруту Вологда-Онего-Ладога.
Как посчитал Андрей, с марта по август включительно он наездил на своем велосипеде более 5 000 километров. Ну останавливаться на этом он не собирается. Среди ближайших серьезных соревнований – участие в Тартуском веломарафоне, а также в Таллиннском беговом полумарафоне.
15 сентября Андрей Рооп отметит очередной свой день рождения. Думается, что хорошим подарком для него со стороны родных и друзей был бы фотоаппарат, чтобы его яркие впечатления от подобного рода мероприятий хранились не только в его памяти и рассказах, но и в семейном фотоальбоме.
Sekundomer.ee