На прошедшем в Нарве молодежном чемпионате Эстонии по шахматам в возрастном классе U14 среди девушек победу праздновала Анастасия Синицына. Ничего удивительного в этом нет. А вот то, что она выступала за таллиннский клуб Malekool 64 — вызвал у нас интерес. За комментарием мы обратились к руководителю нарвского шахматного клуба «Малетяхт» Леониду Пелешеву, однако он не пожелал отвечать на наши вопросы. Зато прояснить ситуацию любезно согласилась мама Насти Марина Синицына. По ее мнению, причин ухода Насти из клуба «Малетяхт» три: необходимость обеспечить полноценный тренировочный процесс для дальнейшего роста, отсутствие какой бы то ни было материальной поддержки со стороны клуба и неудовлетворенность отношениями в клубе.
Поясняет Марина Синицына:
— Настя пришла в клуб в ноябре 2011 года в возрасте 7 лет. Первые 1,5 года занималась в группе; когда групповые занятия закончились (прошла за 1,5 года 7-8- годовую программу), встал вопрос о том, как расти дальше. Дальнейшее развитие в шахматах сопряжено с необходимостью идти дальше и глубже (групповые занятия для этого уже не годятся), а также увеличивающимися материальными расходами на турнирные поездки, шахматную литературу, компьютерные базы партий и дебютных систем, обучающие программы, а также на занятия с тренерами, которые очень недешевы. В части занятий клуб смог нам предложить два раза в неделю индивидуальных занятий с тренером в период учебного года. В то же время не менее пяти-шести месяцев в году занятия в клубе не проводились вообще – в период каникул, поездок, болезней, проведения различных мероприятий. Поскольку при таком количестве занятий рассчитывать на какой-то результат на Европе-Мире не приходится, мы нашли решение этой проблемы. Так, в 2013 году за 1,5 года до чемпионата Европы мы начали интенсивную работу с мастером ФИДЕ Романом Ежовым (каждый день по несколько часов), который и подготовил Настю к чемпионатам Европы, где она взяла 5 медалей. Чуть позже к работе подключился международный мастер Владимир Жаворонков, хотя его вклад в Настину подготовку заметно меньше, чем у Романа. С Романом мы проработали примерно 3 года, пока он не устроился на работу, и сотрудничество перешло в форму тренировочных партий. Взяли несколько уроков у гроссмейстера Игоря Швырева, который очень помог Насте с позиционным пониманием игры, а с 2016 года начали работать с руководителем школы 64, в которой мы сейчас и состоим – гроссмейстером Михаилом Рычаговым из Таллина (и параллельно с 2015 года с тренером из России). Сотрудничество с ними продолжается по сей день. То есть, к моменту нашего ухода из клуба необходимости занятий в клубе у нас уже не было – мы полностью сами обеспечили Насте тренировочный процесс.
— Вторая причина ухода – материальная. Несмотря на успешные выступления Насти на чемпионатах Европы и Эстонии, никаких преференций от клуба Настя не имела и состояла в клубе на общих основаниях со всеми другими детьми. Последнее соревнование, расходы на которое было частично возмещены клубом, прошло в Тарту в марте 2014 года (183.90 евро). С тех пор за почти три года клуб не потратил на Настю ни цента, ни в каком виде, ни в какой форме. Все расходы по ее шахматному развитию полностью легли на нас. Мы предлагали клубу любую форму поддержки – возможна спонсорская помощь, оплата литературы и программ, стипендия и т.д. Ни по одному из перечисленных пунктов никакой помощи от клуба мы так и не получили.
— И, наконец, третья причина. Люди, интересующиеся шахматами, и прежде всего родители других детей, видели, что у Насти имеются какие-то результаты и эти результаты связывали исключительно с работой клуба. Их уверенность, что все средства клуба и внимание тренера сфокусировано на одной Насте в ущерб их детям (что никакого отношения к реальности не имело), вылилось во враждебное к ней отношение многих родителей и детей. Мы обратили на это внимание руководителя клуба, но он объяснил это завистью и предложил терпеть.
Вот эти три причины и заставили нас задуматься, зачем мы числимся в клубе, поэтому в декабре 2016 года мы написали заявление и вышли из клуба. А выбор нами шахматной школы 64 вполне понятен – руководитель школы Михаил Рычагов является Настиным тренером.
А какие преференции в плане материальной поддержки у школы 64?
7-8 годов? Кто это сказал? За такое время надо стать женским международным мастером (хотя бы по классу игры). А этого нет, судя по партиям.
Программа групповых занятий Малетяхт после 7-8 лет не предполагает даже достижения КМС у девочек. За примерами далеко ходить не надо — покажите хоть кого-то, отзанимавшегося это время в клубе и получившего хотя бы мастера (хотя бы по классу игры), не прибегая к помощи других тренеров. Что касается международного мастера, то многим и жизни для этого мало.